ГЛОНАСС/GPS мониторинг
транспорта и контроль топлива

Спутниковый контроль автопарков: с чего начать и что учитывать

Текущий экономический кризис не в первый раз доказывает, что без систем дистанционного контроля и управления транспортом сложно добиться сокращения издержек и сохранить эффективность. Не все автопарки до сих пор оснащены системами спутникового контроля. Многие используют устаревшее оборудование и программы. Постараемся доступно рассказать о ключевых деталях, на которые нужно обращать внимание.
Базовые основы спутникового контроля: трекер и диспетчерская программа. Казалось бы, такую комбинацию вполне обеспечат мобильный телефон и простое приложение, которое позволяет следить за объектами. Действительно, для элементарного мониторинга этого может быть достаточно. И найдется немало бесплатных, либо скромных по стоимости сервисов, не требующих установки дополнительных устройств. В работе небольших компаний, где 1-2 автомобиля, порой больше не надо. Но профессиональным такой контроль называть нельзя.
Для эффективного спутникового мониторинга нужен бортовой ГЛОНАСС/GPS терминал, который: имеет качественный навигационный приемник, справляется с различными преградами и помехами при определении координат и передачи сигнала в систему, устойчив к перепадам температур и другим внешним воздействиям. При выборе терминала нужно понять, есть ли в нём разъемы для подключения дополнительной телематики, например, для контроля расхода топлива. Исходя из конкретных задач автопарка, стоит предусмотреть наличие акселерометра, подключение голосовой связи, тревожной кнопки, передачи данных по WiFi и другие моменты. Может, вам и не нужно что-либо из этого сейчас, но вдруг пригодится позже.

Теперь о программе мониторинга. Это должен быть полноценный диспетчерский комплекс, с помощью которого удастся отслеживать все необходимые параметры работы объектов в онлайн-режиме и с помощью отчетов за разные периоды времени. Важно убедиться, что трекер (бортовой терминал) и другая дополнительная телематика стабильно взаимодействуют с программой. То есть ПО и оборудование должны быть интегрированы друг с другом. Как правило, поставщики популярных платформ мониторинга и производителя различных устройств обеспечивают такую возможность. Но для надёжного контроля лучше выбирать программно-аппаратные комплексы одной марки. Тогда проблем с получением и обработкой информации точно не будет проблем.

Для программы мониторинга ещё важно, чтобы у неё были мобильное приложение и облачная версия, а также на возможность в дальнейшем или сразу настроить передачу мониторинговой информации в другие учетные системы автопарка (1С и т.д.).
Теперь обратимся к более конкретным задачам. Установка качественного трекера и профессиональной программы позволит получать точные данные о местонахождении, скорости, пробеге, маршрутах передвижения, посещении геозон. Также современные терминалы могут отслеживать стиль вождения (при наличии акселерометра и нужных программных модулей в системе). Если вам хватает этой информации, то больше ничего и не требуется. Но для точного контроля топлива и других параметров нужно озаботиться дополнительными решениями.

Наиболее простой вариант: настроить через трекер получение данных о работе автомобиля из его бортовой системы (с помощью CAN-считывателей или CAN-адаптеров). Это позволит контролировать в системе мониторинга множество параметров, например: время работы, обороты, температуру двигателя, нагрузку на ось, положении ключа в замке зажигания и т.д. Но нужно учитывать, что в некоторых случаях штатные показания ТС не отличаются большой точностью. В первую очередь, мы говорим о расходе топлива. Погрешность штатных датчиков варьируется от 10 до 20%. Они не помогут достоверно определять реальный расход, заправки и сливы ГСМ. Их не сложно "обойти", если водитель задумал своровать топливо. Поэтому в автопарках, заинтересованных поставить топливные затраты под тотальный контроль, нужно устанавливать сторонние датчики. Лучший вариант – это установить в бак врезной датчик уровня топлива, сокращенно ДУТ (погрешность 1-2%). Если бак не позволяет этого сделать, допустим, на спецтехнике, можно установить на топливную магистраль датчик расхода топлива, аббревиатура ДРТ.

Опять же нужно отталкиваться от особенностей и задач автопарка. Для контроля за грузовиками без ДУТ не обойтись, при мониторинге работы спецтехники бывает достаточно ДРТ, в легковых автопарках относительно высокая погрешность штатного датчика топлива может не играть существенной роли, поэтому многих устраивают показания с CAN-шины.
Местоположение и расход топлива – это главные параметры, которые нужно отслеживать. Но есть и немало других. В зависимости от типа транспорта, могут понадобиться: контроль агрегатов и механизмов (положение, вращение, угол наклона), контроль давления в шинах, контроль сохранности груза, видеонаблюдение и т.д. Со всеми устройствами вы можете ознакомиться в нашем каталоге телематического оборудования.

Ещё проще вам будет сориентироваться на страницах готовых решений для разных автопарков. По этой ссылке вы можете выбрать своё направление, ознакомиться с нашими возможностями, заказать презентацию и расчет. Мы предложим оптимальные варианты оборудования и ПО по лучшей цене.
При возникновении дополнительных вопросов всегда оперативно ответим по телефону +7 (383) 310-91-10 и с помощью обратной связи на сайте.
Блог
Коротко о важном