ГЛОНАСС/GPS мониторинг
транспорта и контроль топлива

Телематика: что это и зачем?

Жесткая конкуренция среди автомобильных перевозчиков, желание оптимизировать работу компании, снизить издержки, максимизировать прибыль и сформировать положительную репутацию логистического предприятия стали плацдармом для появления систем транспортной телематики. Они позволяют в режиме реального времени собирать актуальные данные о передвижении автомобиля, его техническом состоянии, загрузке, отслеживать слив топлива, а также контролировать работу водителей, выявляя лучших и безответственных сотрудников. Для контроля автопарка достаточно установить специальное устройство с модулем GPS или Глонасс, а также GSM-приемник.

«На рынке автоперевозок сильнейшая конкуренция, – говорит главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко. – На плаву остаются наиболее эффективные. Одним из способов повышения эффективности автопредприятий является использование систем телематики. Действенность этого инструмента проверена временем. В России уже как минимум 80% автопредприятий в той или иной форме контролируют технику при помощи систем телематики».
    Чтобы получить реальную экономию на транспорте, опытные специалисты рекомендуют измерять семь ключевых показателей.
      1
      Расход топлива. Эта самая распространенная проблема, связанная с десятилетиями выработанной привычкой нанимаемых водителей «делать бизнес» и получать неплохую прибавку к заработной плате за счет сливаемого и реализуемого «налево» топлива. И если значительные сливы легко обнаружить и без специальных средств контроля, микросливы, ограничивающиеся несколькими литрами с одной машины, заметить гораздо сложнее. Для солидных автопарков даже небольшие потери по единице техники выливаются в ощутимый перерасход с учетом численности автопарка.

      Данный показатель направлен не только на выявление сливов. Анализ расхода топлива позволяет заняться оптимизацией маршрута, минимизировав затяжные простои техники на холостом ходу.
      2
      Выявление неучтенных поездок и случаев использования водителями транспорта в личных целях. Еще одна распространенная ситуация, характерная для транспортных компаний. Пользуясь своим положением и свободным доступом к технике, водители нередко решают личные вопросы или калымят, выполняя в свободное от работы время или попутно частные заказы. Технология спутникового мониторинга позволит выявить такие случаи и предотвратить любые попытки отклониться от маршрутного листа.
      3
      Повышение производительности труда. Здесь все просто: транспортная телематика отслеживает каждую поездку, фиксирует остановки, дает возможность просчитать выработку спецтехники за 1 час работы (последний показатель особенно актуален для погрузчиков, прочей спецтехники). Анализ полученных данных поможет определить компетенцию водителя (оператора машины), составить рейтинг для премирования, даст повод задуматься о необходимости замены сотрудника или повышении его квалификации.
      4
      Ведение документации. Ручное ведение журнала водителя и заполнение путевых листов отнимает много времени. Вся эта рутина может быть автоматизирована и заполняться системой мониторинга транспорта. Очень полезная функция для тех, кто ценит пунктуальность и дорожит каждой минутой.
      5
      Контроль процесса техобслуживания с настройкой системы оповещения о необходимости проведения планового осмотра и ремонта техники. В том, что этот параметр имеет такое же существенное значение, как и другие перечисленные, уверена Олеся Чупрун, консультант по технологическим решениям ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere): «Телематика позволяет производить анализ эффективности работы каждой машины и каждого оператора, оптимизировать производственный процесс, рационально использовать машины на конкретной площадке. Это контроль расхода топлива, определение рабочих зон и времени работы машин, мониторинг параметров работы, сравнение показателей работы техники с целью контроля и выбора оптимальной загрузки. В свою очередь, такие решения, как система нивелирования и взвешивания, обеспечивают владельцу не только контроль за выполняемой работой и повышение точности, но и значительно упрощают работу оператора. Другой важный момент – снижение эксплуатационных расходов. Сюда входят получение диагностических кодов неисправностей, удаленная диагностика и перепрограммирование машин, информация о предстоящем техническом обслуживании, возможность дистанционного контроля за параметрами работы. Все это позволяет предотвращать поломку за счёт оперативного реагирования на уведомления о работе техники».
      6
      Ведение контроля за качеством вождения и мастерством водителя. Для этих целей ведется анализ сразу по нескольким важным параметрам:
      • неаккуратная езда на плохой дороге;
      • совершение опасных маневров на большой скорости;
      • резкие ускорения и совершение экстренных торможений;
      • нарушение правил дорожного движения (превышение скорости, обгон и т.п.);
      • прочие факты, включая перегазовку, своевременность переключения передач и т.п.
      7
      Выгодное автострахование. Сегодня большинство страховых компаний поощряют использование транспортными компаниями систем телематики. Предприятиям, осуществляющим телематический контроль автопарка, они предлагают оформление страховки со скидками.
      Используя все семь вышеперечисленных способов мониторинга деятельности компании, можно оптимизировать бизнес и ощутимо сократить издержки предприятия. В необходимости внедрения ключевых возможностей телематических инструментов убежден и исполнительный директор АО «МЦМ» Дмитрий Шишов:

      «Телематика в коммерческом транспорте позволяет:
      • снижать и оптимизировать финансовые, временные и материальные издержки при эксплуатации автопарка;
      • упростить контроль и обеспечить оперативное управление работой сотрудников, например, через внедрение мобильных приложений, SMS-оповещений и рассылки по почте;
      • повысить лояльность клиентов и создать конкурентное преимущество;
      • облегчить планирование автоперевозок и управление автопарком;
      • сократить расход топлива и пробег автотранспорта, при этом объём выполненных работ существенно увеличивается;
      • снизить время простоя машин, затраты на содержание и обслуживание автопарка, потери от хищений и нецелевого использования, появляется возможность сократить количество необходимых для работы единиц техники;
      • за счёт соблюдения дисциплины сотрудниками существенно повышается безопасность перевозок, а получение оперативных данных о работе автопарка даёт возможность объективно решать все спорные вопросы с персоналом».
        О внедрении телематики

        При внедрении на предприятии телематики возникает закономерный вопрос: могут ли штатные системы мониторинга от автопроизводителя дать то же самое, что и отдельно установленная система? Практика показывает, что второй вариант предпочтительнее и надежнее. Мониторинг транспорта лучше осуществлять системой, разработанной специализированной компанией. Преимущество в том, что весь автопарк, независимо от того, каким брендами он представлен, будет охватываться единой логистической базой, ведущей контроль за работающей техникой по настроенным под конкретное предприятие параметрам.

        То же самое касается тех случаев, когда у перевозчика есть собственная Big data. Внештатная система открывает для них безграничные возможности настройки параметров под особенности конкретного бизнеса. Выбранными параметрами определяется стоимость абонентского обслуживания, которое рассчитывается исходя из поставленных задач, масштаба деятельности, факторов риска. При этом оптимизация маршрута должна рассчитываться для каждого из них – это вполне выполнимая задача, значение которой особенно актуально с учетом серьезной конкуренции и необходимости экономии на наезженном километраже.

        Много вопросов и сомнений вызывает у транспортных компаний, еще не знакомых с телематикой, контроль качества вождения. Дело в том, что ранее такой технической возможности просто не существовало. С внедрением инновационных технологий все изменилось, и это стало реальностью. По этому поводу свое мнение озвучил директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко: «Преимуществом коммерческого транспорта, оснащенного телематикой, является автоматическое удаленное обновление программного обеспечения и контроль состояния здоровья водителя. Нарушение режима труда и отдыха, сонливость, неадекватное поведение, вызванное опьянением — можно отследить на основе данных о манере езды автомобилиста и, в случае необходимости, дистанционно блокировать работу техники».

        С вышесказанным полностью согласен коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus) Павел Селев: «В случае ДТП информацией с телематического устройства может воспользоваться ГИБДД и с помощью этих данных выяснить, как менялась скорость автомобиля и где именно произошло ДТП. Телематическая система позволяет дистанционно отслеживать соблюдение водителем режимов труда и отдыха водителя (например, во время магистрального рейса), что в свою очередь напрямую влияет на безопасность движения при перевозках пассажиров и грузов».

        Многие крупные компании пользуются возможностями телематического контроля уже несколько лет и по достоинству оценили преимущества его внедрения. Это неоспоримая выгода, позволяющая оптимизировать бизнес независимо от опыта работы в нише коммерческого транспорта.
        Учитывая мнение компетентных специалистов и широкое внедрение телематики на автотранспортных предприятиях, можно смело говорить о том, что система успешно подтвердила свою состоятельность и имеет право на существование. В этом на собственном опыте убедились крупнейшие российские компании, такие как «Газпром», ПАО «Группа Черкизово», РЖД, АО «Атомэнергомаш», «Роснефть» и многие другие.
          Ещё проще вам будет сориентироваться на страницах готовых решений для разных автопарков. По этой ссылке вы можете выбрать своё направление, ознакомиться с нашими возможностями, заказать презентацию и расчет. Мы предложим оптимальные варианты оборудования и ПО по лучшей цене.
          При возникновении дополнительных вопросов всегда оперативно ответим по телефону +7 (383) 202-10-91 и с помощью обратной связи на сайте.
          Блог
          Коротко о важном